Концептуальная модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся «Фарватер» разработана в рамках краевой инновационной площадки "Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья" по направлению «Современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Сопровождение образовательного процесса реализует комплекс образовательных, оздоровительных, профессиональных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения, социально-личностного становления, жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни. Комплексная деятельность специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, классных руководителей, воспитателей, учителей предметников, учителей физкультуры, фельдшера, врача-психиатра) направлена на обеспечение всесторонней диагностики учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся, решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.
Задачи психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:
- Предшкольная подготовка – подготовительные классы - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс.
- Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.
- Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
- Классы профессиональной подготовки - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
- Индивидуальное обучение на дому – 1 – 11 классы – формирование учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Направления деятельности: 1.Защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях; 2.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики их психического и физического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии; 3.Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую, развивающую работу с учащимися, испытывающими различные психолого-педагогические трудности; 4.Определение индивидуальных путей развития каждого ребенка, коррекции психофизических недостатков, речевых нарушений, личностной сферы, прогноза развития; 5.Сопровождение профессиональной подготовки, анализ рынка труда, психологическая диагностика профессиональных интересов учащихся, анализ трудоустройства выпускников; 6.Создание психолого-педагогических условий для формирования и развития социально-личностных предпосылок, успешного жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни; 7.Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, разработку рекомендаций участникам образовательного процесса по обеспечению индивидуального подхода в процессе сопровождения; поиск адекватных методов педагогического воздействия; 8.Консультативная работа, направленная на развитие компетентности педагогов, родителей в вопросах специальной психологии и коррекционной педагогики.
Блок «Сопровождение» состоит из следующих элементов: 1.Психолого-медико-педагогический консилиум. 2.Сопровождение социально-личностного становления, жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни. 3.Дневник наблюдения. 4.Карта динамического наблюдения учащегося. 5.Паспорт здоровья и физического развития учащихся. 6.Рекомендации.
Заполняются специалистом (логопедом, дефектологом, врачом, социальным педагогом, психологом, администратором) по результатам работы с ребенком или классным руководителем после беседы со специалистом, проведения педагогического консилиума. 7.Характеристика.
Пишется классным руководителем в конце каждого года пребывания ребенка в школе. Характеристика пишется в произвольной форме, в содержании отражаются: состояние физического развития (соответствие возрастной норме, особенности мимики, движений, веса и др.), особенности поведения и общения (с детьми, взрослыми, родителями), усвоение содержания учебного материала предусмотренных программой; интересы и увлечения. 8.Рекомендательное письмо.
Ожидаемые результаты. Реализация модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья повысить уровень развития личностных качеств, профессиональной готовности, обеспечит жизненное самоопределение школьников, определение их жизненного плана, реализацию интересов, установление активного взаимодействия с социумом, определение собственного отношения к актуальным проблемам сообщества, реализацию потребности в социальной безопасности, эффективную организацию учебной и профессиональной деятельности. Со стороны родителей и педагогов обеспечит грамотный психологический подход к воспитанию и обучению. |