Сайт КГБОУ "Школа № 3"

 

Служба сопровождения "Фарватер"

 

Концептуальная модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся «Фарватер» разработана в рамках краевой инновационной площадки "Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья" по направлению «Современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную  социализацию детей  с ограниченными  возможностями здоровья  и детей-инвалидов». Сопровождение образовательного процесса реализует комплекс образовательных, оздоровительных, профессиональных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения, социально-личностного становления, жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни. Комплексная деятельность специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, классных руководителей, воспитателей, учителей предметников, учителей физкультуры, фельдшера, врача-психиатра) направлена на обеспечение всесторонней диагностики учебно-воспитательного процесса,  отслеживание динамики развития учащихся, решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних. 

 

Задачи психолого-педагогического и медико-социального сопровождения:

  • Предшкольная подготовка – подготовительные классы - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии,  выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс.
  • Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.
  • Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. 
  • Классы профессиональной подготовки - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
  • Индивидуальное обучение на дому – 1 – 11 классы –  формирование учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

 

Направления деятельности:
1.Защита прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическая  поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
2.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащихся и динамики их психического и физического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
3.Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую, развивающую работу с учащимися, испытывающими различные психолого-педагогические трудности;
4.Определение индивидуальных путей развития каждого ребенка, коррекции психофизических недостатков, речевых нарушений, личностной сферы, прогноза развития;
5.Сопровождение профессиональной подготовки, анализ рынка труда, психологическая диагностика профессиональных интересов учащихся, анализ трудоустройства выпускников;
6.Создание психолого-педагогических условий для формирования и развития социально-личностных предпосылок, успешного жизненно-профессионального самоопределения воспитанников в будущей жизни;
7.Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения,  разработку рекомендаций участникам образовательного процесса по обеспечению индивидуального подхода в процессе  сопровождения; поиск адекватных методов  педагогического воздействия;
8.Консультативная работа, направленная на развитие компетентности педагогов, родителей в вопросах специальной психологии и коррекционной педагогики.


Блок «Сопровождение» состоит из следующих элементов:
1.Психолого-медико-педагогический консилиум.
2.Сопровождение социально-личностного становления, жизненно-профессионального  самоопределения воспитанников в будущей жизни.
3.Дневник наблюдения.
4.Карта динамического наблюдения учащегося.
5.Паспорт здоровья и физического развития учащихся.
6.Рекомендации.

Заполняются специалистом (логопедом, дефектологом, врачом, социальным  педагогом, психологом, администратором)  по результатам работы с ребенком или классным руководителем после беседы со специалистом,  проведения педагогического консилиума.
7.Характеристика.

Пишется классным руководителем в конце каждого года пребывания ребенка в школе. Характеристика  пишется в произвольной форме, в содержании отражаются: состояние физического развития (соответствие возрастной норме, особенности мимики, движений, веса и др.), особенности поведения и общения (с детьми, взрослыми, родителями), усвоение содержания учебного материала предусмотренных программой; интересы и увлечения.
8.Рекомендательное письмо.

  

Ожидаемые результаты.
     Реализация модели психолого-педагогического и медико-социального сопровождения позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья повысить уровень развития личностных качеств, профессиональной готовности, обеспечит жизненное самоопределение школьников,  определение их жизненного плана, реализацию интересов, установление активного взаимодействия с социумом, определение собственного отношения к актуальным проблемам сообщества, реализацию потребности в социальной безопасности, эффективную организацию учебной и профессиональной деятельности. Со стороны родителей и педагогов обеспечит грамотный психологический подход к воспитанию и обучению.

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».