Сайт КГБОУ "Школа № 3"

 

26.10.12 Выездная выставка-экскурсия краеведческого музея

 

"Нанайское стойбище"

Произведения прикладного искусства на выставках художественного творчества малочисленных народов Амура часто вызывают вопрос у посетителей: откуда у этих народов такой необыкновенный талант, тонкий художественный вкус, понимание прекрасного? 

Организаторы выставки пошли от главного. «Нанай» означает: «на» - земля, «най» - человек, человек Земли. И на самом деле, для нанайца Земля – его дом. Сама природа – мать их искусства. Все бытовые предметы изготавливались мастерами-нанайцами добротно, удобно, красиво. Не было ни одного предмета, используемого в быту, на охоте, рыбалке, при сборе дикоросов, не украшенного национальным орнаментом, вышивкой, тиснением, узорчатым плетением. Вышивка и аппликация – вот основные приемы нанайского орнамента на мягких материалах.

На выставке представлено разнообразие видов декоративно-прикладного искусства, применяемых при этом материалов и техник самого многочисленного на Нижнем Амуре и наиболее ярко проявившего свое мировосприятие в художественном творчестве народа – нанайцев: тальниковая и берестяная посуда, обувь и одежда (тканевая, из ровдуги и рыбьей кожи), коврики, салфетки, сумочки, ритуальная деревянная скульптура и резные ложки для медвежьего праздника, изделия из рыбьих костей и бумаги, образцы различных орнаментов, фотографии мастериц за работой.

Важным видом женского искусства являлось изготовление изделий из бересты: коробов и мелких коробочек, сумочек, вееров, туесков, конических головных уборов. Мужские виды прикладного искусства представлены разнообразной резьбой по дереву и кости. По сложной орнаментации ложек и ковшов нанайцы четко различали, какие из них годятся при «кормлении хозяина воды», какие – на «медвежьем празднике», а какие – в повседневной жизни и на свадебных торжествах. Особое место в работе с деревом занимает вырезание ритуальной скульптуры, которая в прошлом играла очень важную роль. Изваяния заказывались с практической целью – для обеспечения успешного промысла и для излечения болезней. 

"Русская игрушка"

Основной целью экспозиции является противопоставить экспансии угловатых пластиковых монстров умную и добрую игрушку. Такой игрушкой является традиционная игрушка. Древние русские игрушки, как правило, выполнялись в двух самых распространенных материалах: глине и дереве. Купцы многих стран в 9 веке закупали на Новгородской ярмарке русские "потешки". В то далекое время уже было известно, что "русские наделены подлинным гением игрушки". И если глиняные потешки были распространены в России повсеместно, то к началу XIX века сложилось три крупных центра изготовления деревянных игрушек - Север, Поволжье и Подмосковье. Несомненно, что "умной и доброй игрушкой" является и народная кукла.
Экспозиция игрушки включает керамическую игрушку: каргопольскую (Архангельская обл.), дымковскую (Кировская обл.); игрушку из дерева: традиционную полешную, токарную из Сергиево-Посада, Богородскую, Климовскую (Московская обл.), Семеновскую, Полхов-майдановскую, топорную и резную Городецкую (Нижегородская обл.). Экспозицию органично дополняет кукольный раздел, это - обереговая тряпичная кукла: скрутка, смесюха, рожаница, крестушка, а также наиболее близкая к ним - игровая народная кукла, кукла из натуральных материалов: льна, соломы. Сувенирная кукла в народном костюме является логичным завершением кукольного раздела. 

Смотрите фотообзор выставки.

blog comments powered by Disqus

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».