Сайт КГКСКОУ СКОШ 8 вида № 3

 

Центр социализации и профориентации

 

Предпосылки к созданию Центра

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Традиционная система 5-летнего профессионально-трудового обучения не решает этого круга задач. 15-16-летние подростки с нарушением интеллекта не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.

В период  с 2009 по 2011 год лишь небольшое количество выпускников (от 18 до 23%) смогли самостоятельно определить свою дальнейшую профессионально-трудовую судьбу. Еще меньшее их количество продолжило получать образование по осваиваемому в школе профилю трудового обучения. Самостоятельно обучаясь в учреждениях начального профессионального образования, выпускники в силу психофизических особенностей испытывали большие сложности и, как следствие, часто бросали обучение. Вдобавок ко всему, большая часть детей воспитывается в так называемых «проблемных» семьях (около 70%), где подростки не видят поддержки и помощи со стороны взрослых.

С 1 сентября 2012 года на базе КГКСКОУ СКОШ 8 вида №3 открывается краевая экспериментальная площадка по направлению «Современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (Школа - Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья).

Школа, как центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья одновременно выстраивает линии предшкольной подготовки, школьного обучения и профессиональной подготовки, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.

По завершению подготовки выпускникам выдается свидетельство об уровне квалификации согласно положениям, рекомендательное письмо.

   

 

Базовые черты Центра:

  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;
  • гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы;
  • создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);
  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
  • разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения;
  • наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;
  • здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
  • оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Концептуальная система условий и способов построения и развития Центра:

  • наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы - социально-личностное становление, жизненно-профессиональное самоопределение воспитанников в будущей жизни, ее базовые ценности;
  • наличие ясной концепции и программы развития школы;
  • организация комплексной психолого-педагогической и медико-социальной службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;
  • преобразование школы в Центр, включающий предшкольную подготовку, начальную, основную школы, классы углубленной профессионально-трудовой подготовки, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;
  • гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности;
  • создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в инновационную модель учреждения;
  • кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).

Этапы реализации.

Поисково-теоретический этап:

1.Подбор нормативно-правовых документов: составление программно-методического обеспечения по предметам, входящим в учебный план 10-11  классов; рабочих программ производственного обучения по специальностям «Швея», «Столяр строительный», «Мастер отделочных и строительных работ», «Обувщик по ремонту обуви», «Младший обслуживающий персонал»; рабочих тетрадей для учащихся к данным программам, разработка технологических карт и пооперационных планов изделий, пополнение УМК 10-11 классов, составление учебных планов по профессиям, составление индивидуальных программ сопровождения учащихся классов с углубленной профессионально-трудовой подготовкой, а также подготовка и проведение процедуры лицензирования и аккредитации школы.

2.Разработка направлений деятельности школы:

-Научно-методическое:

Разработка положений об организации, групп предшкольной подготовки (подготовительных классов), 10-11 классов (классы углубленной профессионально-трудовой подготовки); формирование модели выпускника.

-Коррекционно-развивающее:

Разработка концептуальной модели сопровождения обучающихся «Фарватер».

-Учебное:

Разработка комплекса мероприятий, позволяющих поэтапно реализовывать модель учреждения

-Материально-техническое:

Создание надлежащих санитарно-гигиенических, противопожарных и иных, обеспечивающих безопасность всех участников образовательного процесса условий, укрепление материально-технической базы мастерских трудового обучения.

-По работе с родителями и общественностью.

Заключение договоров сотрудничества с  предприятиями и учреждениями города по вопросам организации производственной практики, трудоустройства. Заключены договора  с Центром занятости населения г.Комсомольска-на-Амуре, ООО «Лесокомбинат», ООО «Швейная фабрика», с ДОУ Центрального округа  г.Комсомольска-на-Амуре, с городской ПМПК.

-По управлению реализацией проекта.

План поисково-теоретического этапа эксперимента

Внедренческо-корректировочный этап

1.Разработка программно-методических материалов, внедрение комплексной модели «Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья».

2.Комплексный анализ результатов экспериментальной деятельности.

План внедренческо-корректировочного этапа эксперимента

Аналитический этап

Подведение итогов работы учреждения в рамках данного направления, оценка его результатов и распространение опыта работы школы.

Инновационная модель Центра

Организационная структура

Система трудового обучения Центра

План пропедевтики трудового обучения в 5 кл. на 2013 год

Положение о классе наблюдения

 

Социализация в сфере досуга

Обучение досуговой деятельности организуется в виде занятий по дополнительному образованию, которые проходят во второй половине дня и включаются в единое расписание полного учебного дня учреждения. Занятия проходят в основном в виде урочной системы, продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся как обязательные с 1 по 11 класс и как кружковая работа, когда дети приходят на занятия по выбору. Обязательность занятий в 1 -11 классах необходима для того, чтобы дать учащемуся возможность ознакомиться со всеми видами дополнительного образования, которые есть в учреждении, и получить определенные программой знания, навыки и умения. Ученик имеет возможность участвовать еще и в кружковой работе. Состав кружка в отличие от класса может быть разновозрастным, и время пребывания в кружке не ограничивается учебным планом, а зависит от продолжительности интереса ребенка к данному виду деятельности.

 

Направления профессионально-трудового обучения

 

Младший обслуживающий персонал

Это  направление включает в себя несколько разделов: «Рабочий по уборке уличных территорий», «Рабочий по уборке служебных помещений», «Рабочий по кухне», «Младший медицинский персонал», «Помощник воспитателя детского сада».
Основная цель курса профессионально-трудового обучения «Младший обслуживающий персонал» - привить учащимся умения и навыки, которые послужат основой  для дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности в качестве уборщиков различных служебных помещений и уличных территорий, санитаров, работников кухни и младших воспитателей.
На уроках трудового обучения при выполнении практических занятий учащиеся приобретают жизненно необходимые трудовые знания и умения, развивают  способность планировать и самостоятельно выполнять работу, таким образом,  формируя навыки самообслуживания.
Большое внимание уделяется привитию профессиональных правил личной гигиены.  На этих уроках учащиеся  знакомятся с понятием  личной гигиены, учатся ухаживать за своим внешним видом, использовать в процессе работы различную спецодежду и средства защиты.
 С 6 класса более глубоко изучается  профессия  «Помощник воспитателя детского сада».  Подробно рассматриваются  должностные обязанности младшего воспитателя,   различные инструкции по технике безопасности при выполнении разного вида работ, отрабатываются трудовые приемы.
В 7 классе девочки закрепляют полученные знания и умения при выполнении практических занятий на базе детского дошкольного учреждения. Данные практические занятия проводятся один раз в неделю в количестве трех учебных часов.  За каждой ученицей закреплен постоянный наставник из числа младших воспитателей.   Работа в реальных условиях дисциплинирует учащихся, способствует более глубокому пониманию профессии, ее значению в обществе и лучшей адаптации в дальнейшей трудовой деятельности.

     

 

Швея

Основная цель курса - профессиональная подготовка по специальности швея 1-2-го разряда (в исключительных случаях 3-го разряда)

Задачи:

  • профессиональная ориентация учащихся на специальность швея (воспитание положительного отношения к изучаемой профессии);
  • формирование профессиональных знаний, являющихся важным условием самостоятельности учащихся при выполнении практических работ;
  • формирование профессиональных навыков и общетрудовых умений выполнения операций ручным и машинным способами;
  • воспитание трудолюбия и необходимых в труде нравственных качеств личности;
  • исправление (коррекция) психофизических недостатков

Учебный план подготовки включает:

  • Общепрофессиональный цикл
    • Материаловедение

    • Оборудование

    • Моделирование и конструирование швейных изделий

    • Основы рыночной экономики

    • Охрана труда

  • Профессиональный цикл
    • Производственное обучение

    • Технология швейных процессов

  • Экзамены
  • Производственная практика
  • Квалификационный экзамен

Профессиональное обучение осуществляется в 2-х мастерских на базе школы и на предприятии ЗАО «Комсомолка» (1 раз в неделю). Партнёрство с предприятием ЗАО «Комсомолка» даёт возможность учащимся закреплять полученные знания в реальных условиях производства и повысить качество профессиональной подготовки с учётом требований современного производства

Швея 2-го разряда должна знать:

-методы и приёмы выполнения подготовительных и простейших операций по пошиву изделий из разных материалов;

-назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;

-номера игл;

-правила закрепления нитей, смены шпуль регулирования натяжения нитей и частоты строчки;

-правила рациональной организации рабочего места;

-правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;

-требования безопасности труда.

Швея 2-го разряда должна уметь:

-выполнять на машинах, или вручную простейшие операции по пошиву изделии из различных материалов;

-контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия;

-ликвидировать обрывы нитей, производить смену шпуль;

-регулировать натяжения нитей и частоты строчки;

-рационально организовать рабочее место;

-соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;

-соблюдать требования безопасности труда.

Допустимые нарушения основных функций организма для работы по специальности швея 1, 2-го разряда

1. Нарушения психических функций:

- интеллекта - незначительные и умеренные нарушения;

- восприятия, внимания, памяти, мышления незначительные и умеренные нарушения;

- речи нарушения любой выраженности;

- эмоций - незначительные и умеренные нарушения;

- воли - незначительные и умеренные нарушения.

2. Нарушение сенсорных функций:

- зрения незначительные и умеренные нарушения;

- слуха - нарушения любой выраженности;

- обоняния - незначительные и умеренные нарушения;

- осязания незначительные нарушения.

3. Нарушения статико- динамической функции - незначительные нарушения функций верхних конечностей, незначительные и выраженные нарушения нижних конечностей.

4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции - незначительные и умеренные нарушения функций.

 

Медицинские противопоказания к болезни:

- олигофрения с выраженной умственной отсталостью; олигофрения с легкой умственной отсталостью с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями (психопатоподобный и торпидный вариант), со сложным типом дефекта психики, судорожной готовностью при зрительной нагрузке;

- шизофрения, маникально-депрессивный психоз, эпилепсия, выраженная вегетативная дисфункция (обморочные состояния, головокружения, боли в области сердца);

- заболевания периферической нервной системы с глубокими и стойкими нарушениями движений, чувствительности, трофики, препятствующими в работе, прогрессирующими под влиянием производственных факторов;

- органические заболевания центральной нервной системы, а также последствия перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита, арахноидита, закрытых травм черепа и др.) с глубокими и стойкими нарушениями интеллекта, психопатическим поведением или неврологической симптоматикой трофики, полинейропатии;

- системные заболевания;

- заболевания костей, мышц сопровождающиеся значительными ограничениями подвижности верхних конечностей;

- полное нарушение схватывающей и удерживающей функций кисти, отсутствие, сведение или значительная деформация большого пальца на работающей руке;

- хронические заболевания мышечной системы неврогенного характера при стойком нарушении функций верхних конечностей или трофики;

- заболевания кожи в резко выраженной степени, особенно при локализации на кистях, экзема, ограниченная красная волчанка, поливалентные аллергии;

- понижение зрения с коррекцией ниже 0.7 на лучше видящем глазу, ниже 0.3 на хуже видящем;

- пониженное цветоощущение;

- стойкое слезотечение.

Состав обучающихся по специальности:

На начало года 6 учащихся, из них имели допрофессиональную подготовку 3 учащихся, обучались по другим специальностям 3 учащихся.

2 учащихся имеют инвалидность

   

    

   

 

Столяр строительный

Учебный план  нацелен на решение следующих задач:
-профессиональная ориентация учащихся на специальность столяр строительный (воспитание положительного отношения к изучаемой профессии);
-формирование профессиональных знаний, являющихся важным условием самостоятельности учащихся при выполнении практических работ;
-формирование профессиональных навыков и общетрудовых умений выполнения операций ручным и машинным способами;
-воспитание трудолюбия и необходимых в труде нравственных качеств личности;
-исправление (коррекция) психофизических недостатков.

Профессиональная подготовка обеспечивается предметами общепрофессионального и профессионального цикла и практического обучения.
     Общепрофессиональный (отраслевой) цикл представлен соответствующими предметами по профессии столяр строительный.
     Профессиональный цикл представлен производственным обучением в мастерских,  на предприятии ООО «Лесокомбинат» и технологией столярных работ.
    Практическое обучение состоит из производственного обучения и производственной практики. Производственная практика проводится на предприятии ООО «Лесокомбинат».

Предусмотрена сдача экзаменов по определенным предметам на первом, втором годах обучения. На первом году обучения (технология столярных работ). На втором году обучения (материаловедение, технология столярных работ).
На заключительном этапе обучения (11 класс) учащиеся выполняют курсовую работу и сдают квалификационный экзамен по профессиональному обучению на присвоение разряда (2 или 3).

   

   

Мастер отделочных строительных работ (штукатур, маляр строительный)

Учебный план нацелен на решение следующих задач:
-профессиональная ориентация учащихся на специальность мастер отделочных строительных работ (воспитание положительного отношения к изучаемой профессии);
-формирование профессиональных знаний, являющихся важным условием самостоятельности учащихся при выполнении практических работ;
-формирование профессиональных навыков и общетрудовых умений выполнения операций ручным и машинным способами;
-воспитание трудолюбия и необходимых в труде нравственных качеств личности;
-исправление (коррекция) психофизических недостатков.
Учебный план предусматривает двухлетний срок обучения (10 – 11 класс), учитывая специфику и организацию проведения занятий по профессиональному обучению, допускается объединение уроков до 6 часов (с учетом специфики работы на производстве).

Предусмотрена сдача экзаменов по определенным предметам на первом, втором годах обучения. На первом году обучения - технология отделочных строительных работ. На втором году обучения материаловедение, технология отделочных строительных работ. На заключительном этапе обучения (11 класс) учащиеся сдают квалификационный экзамен по профессиональному обучению на присвоение разряда. Выпускники, успешно прошедшие аттестацию на соответствующий уровень квалификации (2 – 3 разряд), получают свидетельство о профессии рабочего и рекомендательное письмо с перечнем профессиональных навыков, которыми он овладел.

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».