Сайт КГБОУ "Школа № 3"

 

Концепция ЦСиП

 

Предпосылки к созданию Центра

Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Без организации специальной поддержки выпускники коррекционных учреждений не в состоянии выдержать конкуренцию на рынке труда, часто не способны на самостоятельное трудоустройство даже на доступные им рабочие места. Традиционная система 5-летнего профессионально-трудового обучения не решает этого круга задач. 15-16-летние подростки с нарушением интеллекта не готовы к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности.

В период  с 2009 по 2011 год лишь небольшое количество выпускников (от 18 до 23%) смогли самостоятельно определить свою дальнейшую профессионально-трудовую судьбу. Еще меньшее их количество продолжило получать образование по осваиваемому в школе профилю трудового обучения. Самостоятельно обучаясь в учреждениях начального профессионального образования, выпускники в силу психофизических особенностей испытывали большие сложности и, как следствие, часто бросали обучение. Вдобавок ко всему, большая часть детей воспитывается в так называемых «проблемных» семьях (около 70%), где подростки не видят поддержки и помощи со стороны взрослых.

Школа, как центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья одновременно выстраивает линии предшкольной подготовки, школьного обучения и профессиональной подготовки, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.

Базовые черты Центра:

  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;
  • гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы;
  • создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);
  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
  • разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения;
  • наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;
  • здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
  • оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Концептуальная система условий и способов построения и развития Центра:

  • наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы - социально-личностное становление, жизненно-профессиональное самоопределение воспитанников в будущей жизни, ее базовые ценности;
  • наличие ясной концепции и программы развития школы;
  • организация комплексной психолого-педагогической и медико-социальной службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;
  • преобразование школы в Центр, включающий предшкольную подготовку, начальную, основную школы, классы углубленной профессионально-трудовой подготовки, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;
  • гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности;
  • создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в инновационную модель учреждения;
  • кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).