ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА Малых И. И., Чупров А. А. (г. Комсомольск-на-Амуре) Демократические преобразования в обществе и модернизация системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей продления срока обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первое место выступает задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей. Особая помощь нужна выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений в обеспечении их права на трудовую занятость. Практика работы современной коррекционной школы VIII вида показывает, что при 9-летнем сроке обучения не все её выпускники могут успешно самостоятельно трудоустроиться даже на доступные им рабочие места и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками на рынке труда. Специальная (коррекционная) школа VIII вида №3 г.Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края является государственным образовательным учреждением и экспериментальной площадкой министерства образования и науки Хабаровского края. Основной деятельностью учреждения является социально-трудовая адаптация и профориентация обучающихся при помощи проведения комплекса образовательных, оздоровительных, профессиональных, социальных и медицинских мероприятий. Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья — модернизированная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. Структура Центра социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья представлена следующими подразделениями: — предшкольная подготовка — подготовительные классы; — начальная школа — 1 — 4 классы; — основная школа — 5 — 9 классы; — классы профессиональной подготовки — 10 — 11 класс; — дополнительное образование — 1 — 11 классы; — группы продленного дня — 1 — 7 классы; — индивидуальное обучение на дому — 1 — 9 классы. С целью подготовки учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений в школе значительное внимание уделяется организации уроков трудового обучения. Наряду с традиционными профилями трудового обучения (столярное, швейное, штукатурно-малярное дело) в учреждении функционируют (профиль — обувное дело, профиль по подготовке в сфере обслуживания — помощник воспитателя детского сада, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений). Система трудового обучения представлена следующими этапами: — подготовительные класс, 1 — 4 классы — ручной труд; — 5 классы — классы наблюдения; — 6 — 9 классы — дифференцированное обучение по видам труда; — 10-11 классы — профессиональная подготовка. Одним из этапов цикла трудового обучения в школе являются классы наблюдения. Классы формируются из учащихся 5 классов. Целью классов наблюдения является: определение уровня психофизического развития ученика, его интереса и готовности к обучению по определённому трудовому профилю; выбор предпочтительного профиля обучения; формирование общетрудовых умений). Класс наблюдения делится на две группы. При делении на группы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков (девочки: штукатурно-малярное дело, швейное дело, помощник воспитателя детского сада; мальчики: штукатурно-малярное дело, столярное дело, обувное дело), рекомендации учителя ручного труда, классного руководителя и психолога, чтобы дети и 1 группе были совместимы по психофизическим особенностям и уровням обучения. Наблюдения за учащимися в течении года проходит в 3 этапа. Первый этап — знакомство с учащимися, определение уровней развития социальных навыков, ручной умелости. Второй этап — знакомство учащихся с различными материалам, их свойствами, инструментами и оборудованием. Третий этап — учащиеся выбирают вид труда. На этапе профессиональной подготовки (10-11 класс) обучающиеся имеют возможность получить профессиональное образование по одной из шести специальностей (швея, столяр строительный, мастер отделочных строительных работ, обувщик по ремонту обуви, помощник воспитателя детского сада, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания). Профессиональная подготовка обеспечивается предметами общепрофессионального и профессионального цикла, перечень которых и общее количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, определены в соответствии с современными требованиями к профессии, тарифно-квалификационной характеристикой, должностной инструкцией данной профессии, типологическими, психофизиологическими особенностями, процессами формирования профессиональных знаний, навыков и общетрудовых умений у учащихся с нарушением интеллекта. На заключительном этапе обучения (11 класс) учащиеся сдают квалификационный экзамен по профессиональному обучению на присвоение разряда. Выпускники, успешно прошедшие аттестацию На соответствующий уровень квалификации (2-3 разряд), получают свидетельство установленного образца и рекомендательное письмо с перечнем профессиональных навыков, которыми он овладел. Таким образом, Центр социализации и профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида дает возможность обучающимся более успешно адаптироваться в обществе. Иными словами, центр социализации и профориентации — это островок надежды, где «особенные» дети находят свой приют.